Farmfactor.ru

Farmfactor.ru - развлекательный проект

Авиакатастрофа под Ленинградом
7 февраля 1981 года
Общие сведения
Дата

7 февраля 1981 года

Характер

Крушение при взлёте

Причина

Ошибки экипажа, возможно, перегрузка самолёта

Место

вблизи военного аэродрома в городе Пушкин Ленинградской области

Погибшие

52 (все)

Воздушное судно
Модель

Ту-104А

Авиакомпания

Аэрофлот

Пункт вылета

Военный аэродром в городе Пушкин

Пункт назначения

Военный аэродром в городе Владивосток

Бортовой номер

СССР-42332

Дата выпуска

1956 год

Выживших

0

Авиакатастрофа под Ленинградом — авиационное происшествие, произошедшее вблизи военного аэродрома в городе Пушкин 7 февраля 1981 года. В результате падения самолёта Ту-104, приписанного к военному аэродрому во Владивостоке, погибли 52 человека, из них 16 адмиралов и генералов и около 20 капитанов первого ранга, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот СССР.[1]

Содержание

События перед авиакатастрофой

В феврале 1981 года в Ленинградской военно-морской академии был назначен оперативный сбор высшего командного состава всех флотов СССР. Во главе сбора стоял лично командующий ВМФ СССР Сергей Горшков. Целью сбора являлось проведение командно-штабных учений без задействования реальных сил.[2]

В числе прилетевших 30 января 1981 года на военный аэродром в городе Пушкин Ленинградской области офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший на самолёте Ту-104 из Владивостока. В течение недели проходили учения, затем, 7 февраля, были подведены итоги, по которым руководство Тихоокеанского флота СССР было признано лучшим. Руководство ТОФа начало собираться домой.[2]

Авиакатастрофа

Утром 7 февраля 1981 года домой отправился Северный флот СССР. В числе пассажиров его самолёта в Североморск вылетел и начальник штаба Тихоокеанского флота, которому было разрешено навестить своих родственников, живших в городе. Чудом избежал гибели и командующий Камчатской военно-морской флотилией, который вылетел рейсом «Аэрофлота». В 16 часов вылетел самолёт Тихоокеанского флота. На его борту находилось 52 человека, в том числе практически весь высший командный состав флота:

  • Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов.
  • Командующий авиацией Тихоокеанского флота генерал-лейтенант авиации Георгий Павлов.
  • Начальник политуправления Тихоокеанского флота вице-адмирал Владимир Сабанеев.
  • Начальник разведки Тихоокеанского флота контр-адмирал Геннадий Леонов.
  • Заместитель Спиридонова по боевой подготовке контр-адмирал Владимир Корбан.
  • Командующий Приморской военно-морской флотилией вице-адмирал Василий Тихонов.
  • Командир 10-й оперативной эскадры контр-адмирал Джемс Чулков.
  • Начальник оперативного управления штаба флота контр-адмирал Феликс Митрофанов.
  • Командующий 4-й флотилией ПЛ контр-адмирал Виктор Белашев.
  • Начальник Ставки Верховного Главнокомандующего в Улан-Удэ контр-адмирал Владимир Коновалов.
  • Заместитель командующего авиацией флота генерал-майор Владимир Рыков.
  • Заместитель командующего авиацией флота генерал-майор Степан Данилко.
  • Член Военного Совета флота контр-адмирал Василий Постников.
  • Член Военного Совета флота контр-адмирал Виктор Николаев.
  • Начальник штаба 4-й флотилии ПЛ контр-адмирал Рэмир Пирожков.
  • Командир соединения ПЛ контр-адмирал Виктор Махлай.[3]

Также на борту самолёта находились жена Эмиля Спиридонова Валентина и жена 1-го секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина.[4]

При взлёте, поднявшись на высоту 50 метров, самолёт резко накренился и рухнул на землю, так и не выйдя за пределы взлётной полосы. Все находившиеся на борту люди мгновенно погибли во время взрыва.[3]

Последствия катастрофы. Версии произошедшего. Увековечение памяти погибших

Авиакатастрофа под Ленинградом явилась крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибли высшие военные чины в истории СССР. Гибель военных моряков вызвала практически полное обезглавливание Тихоокеанского флота. Поскольку одной из ведущих версий произошедшего был умышленный террористический акт, флот был приведён в состояние полной боевой готовности.[3]

Информация об авиакатастрофе была практически полностью засекречена. По официальной версии, моряки загрузили самолёт дефицитными товарами, закупленными в Ленинграде, при этом экипаж допустил непростительную халатность, неправильно разместив груз в самолёте, превысив максимально допустимую грузоподъёмность[5]. Единственной газетой, написавшей о катастрофе, стала газета «Красная звезда», разместившая некролог на третьей полосе. Официальное извещение о гибели своих мужей вдовы погибших получили лишь в 1997 году при поддержке депутата Государственной Думы России Галины Старовойтовой.[3]

Все погибшие были захоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище. Во время прохождения траурной процессии её сопровождали обычные жители города. В 1983 году по личному распоряжению Сергея Горшкова на могиле был воздвигнут мемориал. Вдовы погибших моряков лично участвовали в благоустройстве мемориала. В 2000 году на памятнике была сделана надпись:

...Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года...[3]

Начиная с 1991 года, ежегодно, 7 февраля, в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга служится панихида по погибшим морякам. 15 июня 2000 года в нём была открыта мемориальная доска с их именами.[3]

Примечания

  1. 20 лет назад в авиакатастрофе погиб весь командующий состав Тихоокеанского флота  (рус.). Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 20 октября 2010.
  2. ↑ Самолет Ту‑104 потерпел катастрофу при взлете  (рус.). история) Проверено 20 октября 2010.
  3. ↑ Чёрный февраль  (рус.). [1]. Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 20 октября 2010.
  4. Смерть на взлете  (рус.). Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 20 октября 2010.
  5. Даже адмирал не отменит законы аэродинамики  (рус.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 20 октября 2010.