Farmfactor.ru

Farmfactor.ru - развлекательный проект

Метки: Гост яйцо, гост цветной лом, гост р 51493-99.

Московский ГОСЕТ
Место нахождения Москва
Основан 1920
Художественный руководитель А. М. Грановский
С. М. Михоэлс

Моско́вский госуда́рственный евре́йский теа́тр (Московский ГОСЕТ) — один из двух еврейских театров в Москве в раннее советское время. Основан в 1920 г. Был закрыт в 1949 г. в результате антиеврейских репрессий со стороны властей (см. Борьба с космополитизмом). Художественными руководителями являлись в разное время А. М. Грановский и С. М. Михоэлс.

История

Образован в 1920 вследствие переезда в Москву государственной еврейской театральной студии при Театральном отделе Наркомпроса, работавшей ранее в Петрограде. Организатором театра и до 1929 его художественным руководителем и режиссёром всех основных постановок был А. М. Грановский. Ученик М. Рейнхардта и выходец из ассимилированной среды, Грановский не знал идиш и, приняв предложение руководить еврейской студией, не ставил своей целью создание национального театра, с историей и проблемами которого не был знаком. Его первые спектакли в Петрограде по символистским пьесам Ш. Аша и М. Метерлинка не встретили отклика в еврейской среде, и тем охотнее он переехал в Москву, где ему была обещана поддержка Евсекции.

Помещался сначала в Большом Чернышёвском переулке, а затем на Малой Бронной улице, дом 2. Присоединив к себе некоторых членов местной еврейской драматической студии, получил статус Московского государственного еврейского камерного театра (ГОСЕКТ). Это название сохранялось до 1925 г., когда ранг театра был повышен и из его названия исчезло слово «камерный» (ГОСЕТ).

Уже в первом спектакле, показанном в Москве в 1921 («Вечер Шолом-Алейхема»), проявились дарования С. М. Михоэлса и В. Л. Зускина. Художниками в театре работали И. М. Рабинович, Р. Р. Фальк, А. Г. Тышлер и др. В первый период в репертуар театра входили в основном пьесы, воспроизводившие жизнь старых еврейских местечек; действующими лицами были местечковые святоши, лицемерные богачи и задавленные нуждой, но весёлые, мечтательные бедняки. Большое внимание уделялось ритму, интонации, жесту, движению; в спектаклях использовались стилизованные костюмы и декорации. Для постановок характерны гротеск, шарж, ирония.

Отныне в Москве работали два еврейских театра: опекаемая К. С. Станиславским и Е. Б. Вахтанговым «Габима» и никому не известный новый театр. С просьбой о сотрудничестве Грановский обратился к М.Шагалу. Художник начал оформлять полученное театром помещение (Чернышевский переулок, 12), создав фрески на всех стенах, плафон, в простенках между окнами расположив громадные по размеру картины, представлявшие различные отрасли искусства (ораторское, хореографическое, театральное), оригинально оформив зрительный зал на 100 мест. Здесь Грановским были поставлены такие спектакли, как «Мазлтов» Шолом-Алейхема, «Бог мести» Аша, «Уриель Акоста» К.Гуцкова. 9 апреля 1922 ГОСЕТ переехал в помещение на Малой Бронной со зрительным залом на 500 мест, где работал до закрытия в 1949 (ныне здесь располагается Московский драматический театр на Малой Бронной). Аудитория возросла, стала многонациональной, незнание языка не мешало зрителям оценить режиссуру Грановского и игру Михоэлса и Зускина.

При всех идеологических разногласиях между ГОСЕКТом и «Габимой» нельзя не отметить влияние последней на искусство Грановского. По мнению Иванова, в спектакле «Гадибук» С.Ан-ского, знаковом спектакле «Габимы», его постановщику «Вахтангову удалось прочертить художественную параболу, способную снять идейные противоречия между высокой топикой Габимы и низовой традицией ГОСЕТа». Театр много гастролировал по Белоруссии, Украине. В 1926, отмечая пятилетний юбилей работы в Москве, театр гастролировал в Ленинграде. Посетив во время этих гастролей все спектакли театра, английский театральный критик Х.Картер писал: «Виденные мною новые постановки этого театра еще более укрепили во мне глубокое убеждение, что работа ГОСЕТа не имеет себе равных в Европе… Подчинение основной идее постановки всех элементов спектакля так, как это делает ГОСЕТ, представляет собою нечто совершенно новое».

В 1928 ГОСЕТ выехал в длительную гастрольную поездку по театрам Европы (Австрия, Германия и др.), собираясь далее проследовать в Америку. Гастроли проходили триумфально, пресса единодушно отмечала мастерство Грановского, ансамблевость исполнителей, мощь и тщательную разработанность массовых сцен, выразительность жеста и языка. Особенно сильное впечатление производил спектакль Ночь на старом рынке (художник Р.Фальк) — из трехсот строк текста Грановский создал реквием умирающему еврейскому местечку. Сам режиссер определил идею спектакля как «трагический карнавал на театре». Критика, положительно оценив актерские работы, в целом спектакль не приняла, хотя во время европейских гастролей он был оценен очень высоко. После спектакля в Германии познакомиться и побеседовать с режиссером за кулисы пришел З.Фрейд.

С огромным успехом шли гастроли в Париже, когда, по воспоминаниям свидетелей, криками с галерки зрители благодарили режиссера и артистов, игравших на непонятном большинству языке. Спектакли ГОСЕТа посещали Рейнхардт и Б.Брехт, Л.Фейхтвангер и Т.Манн, оставившие восторженные отзывы. Иное отношение к театру было в Советском Союзе. К концу 1920-х годов, еще перед гастролями ГОСЕТа, отношение критики к театру стало меняться. В ряде статей появились упреки в «безыдейности» репертуара, в отсутствии пьес, отражающих «советскую действительность», в «бессмысленном левачестве и формализме». На том основании, что ГОСЕТ якобы превысил гастрольный бюджет и без предварительного разрешения властей заключил договор на гастроли в Америке (сообщение о предстоящих гастролях за океаном публиковалось в советских газетах еще до отъезда театра в Европу), Грановскому было предъявлено требование немедленно вернуться домой. Режиссер предпочел остаться за границей, а театр без него вернулся в Москву в декабре 1928. О «невозвращенце» Грановском много писала советская пресса.

С момента, когда Грановский остался за границей, руководство ГОСЕТом перешло к Михоэлсу. В 1930 для подготовки молодых актеров при театре была организована студия, позднее преобразованная в Московское государственное еврейское театральное училище (МГЕТУ), закрытое одновременно с ликвидацией ГОСЕТа в 1949. С первых дней новый руководитель еврейского театра привлек к работе режиссера С. Э. Радлова. Понимая, что необходимо отразить в репертуаре сегодняшний день жизни еврейского народа, расправившего плечи после победы социализма, Михоэлс искал произведения, которые могли бы составить репертуар ГОСЕТа. Еще за год до того, как остаться за границей, Грановский в одном из интервью говорил: «ГОСЕТ завершил круг, за которым неминуемо должен наступить поворотный пункт в его творчестве. Вокруг этого театра сгрудились любовь и уважение друзей, ненависть и злоба врагов… ГОСЕТ может и должен творить только там, где бьется культурно-политический пульс жизни всей страны…». Потребностям дня отвечала пьеса Добрушина «Суд идет», как и поставленный затем спектакль «Глухой» по Д.Бергельсону, однако большого успеха они не имели, отчасти выполнив главную для Михоэлса-руководителя театра задачу: чувствуя, по замечанию критика М.Гейзера, как что-то неуловимо изменилось в еврейской среде начала 20 в., Михоэлс мечтал вернуть понятиям честности, справедливости изначальную, библейскую чистоту и красоту. В произведениях современных еврейских писателей он искал глубокое психологическое обоснование характеров персонажей и связывающих их ситуаций.

Начиная со спектакля «Суд идёт» Добрушина (1929) на сцене Еврейского театра ставились пьесы на современные темы. В этот период поставлены «Глухой» Д. Бергельсона (1930), «Бар Кохба» С. З. Галкина (1938), «Суламифь» по Гольдфадену (1937) и др. Театр начал ставить произведения мировой классической драматургии, по-новому осмысливая и еврейскую классику («Король Лир» У. Шекспира, 1935; «Блуждающие звезды» и «Тевье-молочник» по Шолом-Алейхему, 1941). Режиссер И.Кролль поставил водевиль «Цвей кунилемл». Советская пресса конца 1930-х годов много и одобрительно писала о театре, практически о каждой премьере были статьи в центральных газетах. После начала Великой Отечественной войны театр эвакуирован в Ташкент, где с 1933 года работал работал Ташкентский еврейский театр. Эвакуация продлилась до 1943.

В честь победы в 1945 был выпущен спектакль «Фрейлехс» («Радость») Залмана Шнеера по мотивам еврейского музыкального фольклора. Это был последний триумф театра и режиссерский триумф Михоэлса. В 1947 Москонцерт устроил гастрольную поездку группы артистов ГОСЕТа в Вильнюс и Каунас, в программе были сцены из спектаклей «Тевье-молочник», «Блуждающие звезды», «Колдунья» и «Фрейлехс».

После войны, в период так называемой борьбы с космополитизмом, театр лишился двух своих лучших сотрудников. 13 января 1948 в Минске в результате организованного покушения по личному указанию Сталина [1] был убит Михоэлс [2], художественным руководителем театра был назначен В.Зускин, который оставался на этом посту до своего ареста 26 декабря 1948. Зускин был арестован по делу Еврейского антифашистского комитета и погиб в заключении. Вскоре театру было отказано в государственном финансировании, начались аресты среди еврейской интеллигенции. Власти стали чинить жёсткие препятствия в работе театра. Всех входящих зрителей на входе ожидали фотографы и фиксировали каждого на плёнку. Посещаемость в конце концов практически опустилась до нуля. С июля 1949 газеты прекратили печатать объявления о спектаклях. Последний спектакль Московского ГОСЕТа — «Гершеле Острополер» М. Гершензона — состоялся 16 ноября 1949 г. В том же году театр был официально закрыт (по причине «непосещаемости»). Тогда же закрыто и училище при театре.

Ныне в здании театра располагается Московский драматический театр на Малой Бронной.

Примечания

  1. «Новые материалы о гибели Михоэлса». — Лехаим, 2006.

    В. С. Абакумов:«Насколько я помню, в 1948 году И. В. Сталин дал мне срочное задание быстро организовать работниками МГБ СССР ликвидацию Михоэлса, поручив это специальным лицам. Тогда было известно, что Михоэлс, <…> прибыл в Минск. Когда об этом было доложено Сталину, он сразу же дал указание именно в Минске и провести ликвидацию»

  2. «Смерть артиста» — Фильм Леонида Млечина, ТВЦ

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Соломон Михоэлс
  • Еврейский театр в Советском Союзе до разгрома еврейской культуры (1918-49) — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Михоэлс Шломо — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Подборка материалов о Михоэлсе с ГОСЕТ
  • Михоэлс Соломон Михайлович
  • Соломон Михоэлс  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Убийство Соломона Михоэлса // Сталин и еврейская проблема. Новый анализ
  • Геннадий Костырченко. Дело Михоэлса": Новый взгляд
  • Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) в Энциклопедия «Москва».
  • Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»
В Викитеке есть полный текст Указа Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1939 г. «О награждении работников Московского Государственного Еврейского театра»

55°45′32.7″ с. ш. 37°35′53.4″ в. д. / 55.759083° с. ш. 37.598167° в. д. (G) (O)

Tags: Гост яйцо, гост цветной лом, гост р 51493-99.