Farmfactor.ru

Farmfactor.ru - развлекательный проект

Метки: Михайлово чудо википедия, михайлово чудо история, михайлово чудо 3 сезон.

Перейти к: навигация, поиск
Михайлово чудо
Икона «Архангел Михаил с Чудом в Хонех». XV в.
Тип народно-христианский
Иначе Чуды, Первая братчина, Михайлов день, Михайловские морозы, Михайловские утренники
также Чудо архангела Михаила (церк.)
Значение рубеж первых утренних заморозков
Отмечается славянами, христианами
Дата 6 (19) сентября
Традиции Первая братчина, никто не работает[1]

Миха́йлово чу́до[2] — день народного календаря у славян, посвящённый Чуду архангела Михаила и отмечаемый 6 (19) сентября. Считалось, что этот день является рубежом первых утренних заморозков. День осенней братчины[3][4].

Другие названия

Чудо архистратига Михаила[4], Чуды, Чудо, Михаил-чудо, Первая братчина[4], Михайлов день[4], Михайловские морозы, Михайловские утренники[5], белор. Цуда, Чуда, укр. Михаила Чудотворця[4], полес. Чудо, Чудо-Михайло, Чудо Михайлово[4].

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: чудо Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV); мучеников Евдоксия, Зинона и Макария (311-312); мучеников Ромила и с ним многих (ок. 107-115); преподобного Архиппа (IV); мучеников Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250); священномученика Кирилла, еп. Гортинского (III-IV); преподобного Давида (VI); священномученика Димитрия пресвитера (1918); священномучеников Константина, Иоанна, и Всеволода пресвитеров (1937); Киево-Братскую (1654) и Арапетскую иконы Божией Матери.

Обряды восточных славян

Чудами селяне называли михайловские морозы. В предыдущие два дня в деревнях избавлялись от кумохи и лихорадок. И заморозки в этот день селяне считали добрым предзнаменованием, потому что архистратиг Михаил со своим воинством спускался с неба и вымораживал нечистую силу, пришедшую вместе с кумохой[5].

В этот день повсеместно проходили братчины[6] — сельские праздники, где решались внутренние вопросы сельского общества. По своей значимости они занимали второе место после Никольской[6]. В иных местах братчину проводили через день — на Осенние оспожинки. В древнее время на мирских сходках решались семейные и частные дела. После примирений предлагались взаимные угощения, переходящие как бы в особое празднество, известное под именем братчин, где водворялось дружество, миролюбие и братство.

В эти дни поселяне ставят общим миром в церкви большую свечу и служат молебен о ниспослании на них всяких благ. После угощают за свой счёт поселян из своего околотка; остатки от стола раздают нищим; хлебные крохи бросают на воздух, чтобы нечистые духи не портили ни деревьев, ни полей. По многим городам, деревням и селам зажиточные люди делают складчину из благовения к празднику какого-нибудь святого или такого угодника, который почитается покровителем целой деревни, или во имя того праведника, в честь коего выстроена церковь по какому-нибудь чудесному событию.

Община решала вопросы в интересах крестьян, насколько это было возможно в конкретных условиях. При этом ей нужно было постоянно учитывать и интересы отдельного хозяйства, и всей общины в целом. Здесь важно помнить, что за ничтожным исключением каждый крестьянин, и крепостной и некрепостной, имел своё индивидуальное хозяйство. Точнее, не каждый крестьянин, а каждая крестьянская семья. Необходимость постоянно решать все сложности, связанные со взаимоотношением хозяйства отдельной семьи и жизни селения в целом, общины, и создавала основу для накопления обильного социального опыта.

Учёные и литераторы называют объединение крестьян, живущих в одном или нескольких соседних селениях и решающих совместно многие земельные, хозяйственные, налоговые и другие вопросы, общиною. Сами крестьяне называли это «миром», или «обществом» («обчеством»). Официально, в бумагах властей и помещиков, тоже писали обычно «общество», а не община.

Свислочским районе Гродненской области Белоруссии заканчивают полевые работы и говорят: «Міхал з поля спіхаў»[7].

Пастухи с этого дня перестают пасти коров. Теперь хозяева сами пасут или привязывают к вбитому колу возле дома. «Пастух пасціў до Міхайла. А послі Міхайла ужэ кідае, ужэ людзі самі пасуць» (полесье). В иных местах пасли до холодов, до первого заморозка или до Родительской субботы.

В деревне Мотоль Брестской области на «Цуды» девушки гадали на женихов. Надо было молча пройти на перекрёсток дорого, стать на колени, девять раз прочитать молитву «Отче наш», затем оторвать листок подорожника со словами

Ты, святой трыпутнік, ты стаіш пры дарозе, бачыш старога й малого, пакажы мне мілога

Домой нужно было вернуться молча, листок подорожника положить под подушку[6].

в Полесье в этот день могли совершаться ритуальные бесчинства[8].

Поговорки и приметы

Похолодание. Рубеж первых утренников, заморозков. Первые морозы. Михайловские утренники. День укоротился уже на 5 часов. Осиновые листья ложатся вверх лицом — к студёной зиме; изнанкой кверху — к тёплой; наполовину изнанкой, наполовину лицом – зима ожидается умеренная. Коли на Михаила-чудо тепло, осень будет протяжна, а коли холодно — коротка и холодна (коми). На Михайлу нельзя работать — бог накажет[3]. Пчёлам безделье — летала птаха мимо страха: ах, моё дело на огне сгорело (зажигают восковые свечи). Не моют голову, чтобы не «смыть ум». Коровки с поля — и пастуху воля (окончание пастушьего сезона).

Что миром положено, тому и быть так. Мира никто не судит. Мирская правда крепко стоит. Где у мира рука, там моя голова.

Пиво в ходовике, так и праздник на дворе. То не мудрено, что пиво сварено, а мудрено, что не выпито. На праздник и у комара сусло (и у воробья пиво). Где пировать, тут и пиво наливать.

«На Чудо не можна ничаго робить, бо оно карае»[8] (полес.). «Не бойся матери Прэчыстой, а бойся отца Чуда»[9] (полес.). «Не празнуйте мене, празнуйте маво Чуду»[9] (полес.). «Чуда-чуда, скінь мэнэ з дуба» (полес.).

См. также

Примечания

Литература

  1. Агапкина Т. А., Плотникова А. А., Веленцова М. М. Сентябрь // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4. — С. 621—625. — ISBN 978-5-7133-1312-8.
  2. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 1993. — 205 с. — ISBN 3-345-00495-1.  (белор.)
  3. Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день / Сост. О. В. Стёпкина. — М.: РИПОЛ классик, 2009. — 768 с. — ISBN 978-5-386-00212-1.
  4. Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6.
  5. Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
  6. Толстой Н. И. Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. — М.: Наука, 1986. — 286 с. — (Институт славяноведения и балканистики АН СССР).

Ссылки

  • 6 сентября // Православный календарь
  • Михайлов день // Народный календарь (rossichy.ru)

Tags: Михайлово чудо википедия, михайлово чудо история, михайлово чудо 3 сезон.