Farmfactor.ru

Farmfactor.ru - развлекательный проект

Метки: Офицер спецназа, офицер морской пехоты.

Бронепоезд «Офицер» в Ростове-на-Дону. 1919

Бронепоезд Офицер, Бронепоезд «Офицер», Офицер (бронепоезд ВСЮР) – легкий бронепоезд Вооруженных сил Юга России, действовавший с августа 1918 г. по конец февраля 1920 г.

Содержание

Формирование бронепоезда

Вымпел бронепоезда "Офицер", 1919 г.

Сформирован 7 августа 1918 года после взятия Добровольческой армией Екатеринодара из бронеплощадок, оставленных отступающими войсками РККА на левом берегу Кубани. Ввиду того, Красная Армия взорвала мост через Кубань и белые бронепоезда остались на правом берегу реки, на время стал основным бронепоездом Добровольческой Армии. Первоначально состоял из одной открытой платформы с трехдюймовым орудием образца 1900 года и двух пулеметных бронеплощадок. Первый командир бронепоезда – капитан Харьковцев.

Участие бронепоезда в Гражданской войне

Команда бронепоезда "Офицер". Ростов на Дону. Агитационное фото ВСЮР.1919г.

На Кубани

Боевая деятельность бронепоезда отличалась высокой эффективностью: 9 августа, в первом своем бою у станции Абинская бронепоезд захватил еще одну закрытую площадку с малокалиберными орудиями, куда было перемещено с открытой платформы трехдюймовое орудие. 11 августа на станции Тоннельная был уничтожен при переезде в Новороссийск штаб Красной Армии. 13 августа поезд обеспечил огневую поддержку при вступлении добровольцев в Новороссийск, где было захвачено еще 2 красных бронепоезда. Свое название «Офицер» бронепоезд получил по одним данным 16 августа, по другим - в ноябре 1918 года. В последние дни августа – первые дни сентября бронепоезд принял участие в штурме Армавира. В результате повреждения, полученного у станции Гулькевичи с рельс сошла пулеметная площадка. Бронепоезду удалось с боем отойти на 2 версты, таща площадку по шпалам, а затем поставить ее на рельсы. После взятия Армавира 3 - 4 сентября «Офицер» вместе с бронепоездом «Морской» продолжил бои на направлении Армавир - Невинномысская. В бою на перегоне у села Успенское 8 августа был тяжело ранен капитан Харьковцев. Командование бронепоездом взял на себя поручик Хмелевский. 10 сентября бронепоезд был переброшен на направление Армавир - Туапсе, где сдерживал наступление Таманской армии. После оставления белыми Армавира «Офицер» отступил с войсками к станции Кавказская. 17 сентября бронепоезд был отправлен в Новороссийск для ремонта и переформирования.

После ремонта в конце октября 1918 года в составе двух пулеметных бронеплощадок и десантного вагона бронепоезд под командованием полковника Ионина был переброшен под Ставрополь, где сыграл важную роль в его взятии. Достоверной информации о действиях бронепоезда в ноябре 1918 - марте 1919 года недостаточно.

В Каменноугольном районе

Весной 1919 года бронепоезд оказался в Каменноугольном районе. 30 марта в бою у станции Хацепетовка бронепоезд «Офицер» добился успеха: им был захвачен красный «2-ой Сибирский бронированный поезд», названный в Добровольческой армии в благодарность за свое появление именем «Слава Офицеру».[1]

В походе на Москву

После взятия Харькова в июне 1919 года бронепоезд обеспечивал поддержу наступления корниловцев вдоль железной дороги Харьков — Москва, маневрируя также на смежных направлениях.

Малоизвестный пример «Психической атаки бронепоезда»:

1 июля 1919 г. бронепоезд «Офицер» вел упорный бой с двумя бронепоездами красных, которые заняли станцию Герцовка, в 45 верстах от Белгорода, и обстреливали заставы Ингерманландского гусарского полка. Позади бронепоезда «Офицер» взрывом снаряда был перебит путь. Неприятельские 42-линейные орудия продолжали вести частый огонь, между тем как на головном 75-миллиметровом орудии бронепоезда «Офицер» были израсходованы все снаряды, и оно должно было замолчать. Несмотря на такое трудное положение, бронепоезд «Офицер» решительно двинулся на сближение с красными, не стреляя. Под впечатлением этой внезапной атаки неприятельские бронепоезда отошли за станцию Герцовка[2].

В ночь с 19 на 20 сентября «Офицер» при поддержке тяжелого бронепоезда «Единая Россия» внезапно захватил станцию Курск и городской вокзал, после чего красные были вынуждены спешно покинуть город. В октябре 1919 года «Офицер» принимал участие в штурме Орла в связке с тяжелым бронепоездом «Иоанн Калита». В период отступления белых от Орла бронепоезд «Офицер», прикрывая армию, с боями постепенно отходил на Кубань.[2]

Отступление и гибель

До конца февраля 1920 года бронепоезд «Офицер» находился в Екатеринодаре для охраны Ставки и поезда Главнокомандующего. 28 февраля он ушел вместе со Ставкой в Новороссийск, где и был оставлен при эвакуации и взорван. В марте 1920 г. команда бронепоезда состояла из 48 офицеров и 67 солдат.[3]

Восстановление бронепоезда в Крыму

В Крыму весной 1920 г. на базе бронепоезда «Слава Кубани» в память о бронепоезде «Офицер» был сформирован бронепоезд с аналогичным названием- «Офицер». Вошла ли в него команда старого бронепоезда - достоверно неизвестно. Последнее упоминание о новом «Офицере» датируется октябрем 1920 г.

Литература

  • 1. Пронин, Г.Ф. Бронепоезд "Офицер". - СПб. : Филолог. фак. СПбГУ, 2006. - 147 с.
  • 2. Белые бронепоезда в Гражданской войне./Ред.-сост. Г. Пернавский.-М.:Яуза,ЭКСМО, 2007.
  • 3. Власов А.А. О бронепоездах Добровольческой армии

См. также

Примечания

  1. Бронепоезда в Туапсинке. Офицер
  2. ↑ А.А. Власов. О бронепоездах Добровольческой армии
  3. Бронепоезда на Туапсинке. Офицер.

Tags: Офицер спецназа, офицер морской пехоты.