Farmfactor.ru

Farmfactor.ru - развлекательный проект

Метки: Туринская плащаница евангелие страстей господних, туринская плащаница значение, туринская плащаница ударение.

Изображение лица на Плащанице (негатив)

Тури́нская плащани́ца (итал. Sindone di Torino) — христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после Его Крестных страданий и смерти (Мф.27:59-60). В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.

Туринская плащаница (позитив и негатив)

Содержание

Позиция Церкви

Часть верующих убеждена, что на плащанице — подлинные отпечатки Лика и Тела Христа, отчего Туринская плащаница ценится как одна из важнейших реликвий христианства.

Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых[1].

Православная церковь не имеет официальной позиции по вопросу её подлинности; ряд церковных деятелей считает её подлинной[2].

Евангельские и апокрифические рассказы

«Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва
«Оплакивание Христа». Петрус Кристус, 1460 год

Об использовании плащаницы при погребении Иисуса Христа сообщают все четыре евангелиста:

Евангелие Описание погребения
От Матфея
(Мф.27:57-60)
Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
От Марка
(Мк.15:43-46)
…пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер… отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
От Луки
(Лк.23:50-53)
Тогда некто, именем Иосиф, член совета… пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен.
От Иоанна
(Ин.19:38-40)
После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса… просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. <…> Пришёл также и Никодим… Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

После Воскресения Иисуса Христа о погребальных пеленах, которые апостол Пётр увидел в пустой гробнице, сообщают евангелисты Лука и Иоанн.

Из апокрифических рассказов о погребальном саване Иисуса Христа сообщает «Евангелие от евреев» во фрагменте сохранившемся в сочинении Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах»[3]:

…в Евангелии, названном Евангелием от Евреев, которое я недавно перевел на греческий и латинский и которое часто использует Ориген, после рассказа о воскресении Спасителя говорится: «Но Господь, отдав свой саван священнику, предстал пред Иаковом»

Легендарные сведения, связываемые с Туринской плащаницей

Алтарные покровы с изображением Христа размером в человеческий рост распространились в Византии в конце XI века[4], такие покровы, хранившиеся в различных церквях Константинополя, упоминаются в ряде источников XIII века.

По свидетельству Николая Месарита (1201 год), в часовне Богородицы Фарос (греч. Θεοτόκος τοῦ Φάρου) в константинопольском дворце Буколеон («Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и ещё благоухают помазанием»)[5]. Участник и летописец IV крестового похода, в ходе которого крестоносцами был взят и разграблен Константинополь, Робер де Клари также упоминает хранившийся в монастыре Богородицы Влахернской «саван, которым был обёрнут наш Господь», на котором «можно было хорошо видеть лик нашего Господа», исчезнувший после взятия Константинополя («и никто — ни грек, ни француз — никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят»)[6]. Добрыня Ядрейкович (Новгородский архиепископ Антоний) также видел погребальные пелены Христа в Константинополе во время паломничества в 1200 году в соборе святой Софии, подвешеные над алтарём между столпами кивория в качестве катапетасмы)[источник не указан 823 дня].

После утраты в Константинополе плащаница якобы тайно хранилась у тамплиеров[источник не указан 823 дня].

Достоверная история плащаницы

Впервые реликвия зафиксирована во Франции в 1353 году: Жеффруа де Шарни объявил, что плащаница находится у него. Вначале Плащаница была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 её выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году, плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине[источник не указан 823 дня].

В 1898 году, когда плащаница была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки, и обнаружил на негативах человеческий лик. Это открытие поставило ряд вопросов, главные из которых были вопрос о подлинности плащаницы и личности изображённого на ней человека. Однако провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.

Туринская плащаница открывается для обозрения паломников довольно редко. В последний раз это было сделано с 10 апреля по 23 мая 2010 года[7]. В дни Туринской Олимпиады 2006 года в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение плащаницы, а также устроена экспозиция, посвящённая её истории.

В соответствии с данными радиоуглеродного анализа, плащаница была сделана в Средние века (XIV век), в настоящее время учеными реконструирован способ создания изображения на плащанице[8].

В 2012 году художник Лучиано Бузо высказал предположение, что Туринская плащаница была воссоздана великим итальянским художником средневековья Джотто ди Бондоне[9].

Научные исследования и датировка

Позитив плащаницы

В фокусе Туринской плащаницы скрестились многие научные, исторические и теологические проблемы. Во второй половине XX века Ватикан разрешил проведение научных исследований Плащаницы с применением специальной аппаратуры.

В 1988 году было проведено датирование методом радиоуглеродного анализа. Образец был разделён на три части и исследован в лабораториях Аризонского университета (США), Оксфордского университета (Великобритания) и Федерального политехнического института в Цюрихе (Швейцария). Специалисты лабораторий пришли к выводу о радиоуглеродном возрасте плащаницы в 691 ± 31 год[10], что после калибровки с 95%-ной вероятностью указывает на дату изготовления между 1275 и 1381 гг.[11] Однако позже появились по крайней мере четыре статьи в научных рецензируемых журналах, подвергавших критике[какой?] результаты датировки.[12].

Участник первого проекта по исследованию Туринской плащаницы, химик из Лос-Аламосской лаборатории в США Раймонд Роджерс, проанализировав химический состав ткани, высказал предположение, что образцы, снятые для радиоуглеродного анализа, были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок Плащаницы[13]. Критика скептиков побудила к специальному исследованию образцов под микроскопом, которое выявило одинаковое плетение ёлочкой как у образцов, так и у остальной ткани плащаницы. Подобное плетение не имеет других аналогов[11].

В околонаучной литературе часто высказывается предположение, что полотно Плащаницы могло быть загрязнено более «молодым» углеродом. Особое распространение получила коллективная статья директора Института криминалистики ФСБ России д. т. н. А. В. Фесенко, директора Российского центра Туринской плащаницы А. В. Белякова, начальника отдела Института криминалистики ФСБ к. х. н. Ю. Н. Тилькунова, начальник отдела Министерства юстиции РФ к. х. н.. Т. П. Москвиной «К вопросу о датировании Туринской плащаницы», первоначально опубликованная в Вестнике РАН[14].

Авторы статьи утверждают, что поскольку плащаница подвергалась различным воздействиям, в том числе вывариванию в масле для убеждения верующих, что методики подготовки образцов плащаницы, использованные при их радиоуглеродном датировании, не обеспечивают полного удаления из ткани высохшего льняного масла. Введённые в 1532 году в ткань 7 % масла по расчётам авторов могли сдвинуть дату создания плащаницы на 1300 лет назад.[14]

Им возражает с. н. с. Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ, К. ф.-м. н. В. Г. Сурдин, который в статье «Ошибка при решении элементарной задачи» (Вестник РАН) пишет, что возможность существенного искажения радиоуглеродного возраста Туринской плащаницы, доказываемая Фесенко и соавторами, основывается на грубой математической ошибке.[15][16]

Кроме этого сторонники подлинности Плащаницы утверждают, что на ней якобы имеются следы от монет, которые были положены на глаза завёрнутого в полотно и в них можно различить символы, характерные для монет времён Пилата[17].

Следует отметить, что с научной точки зрения большинство сообщений о результатах исследования плащаницы сомнительны.[источник не указан 59 дней] Лишь радиоуглеродный анализ 1988 года проводился независимо в трёх разных лабораториях (и дал практически одинаковый результат), тогда как остальные сведения как со стороны сторонников подлинности плащаницы (например, о характере ткани, о монетах, о пыльце), так и со стороны противников (о частицах краски — охры по контурам тела и киновари в изображениях «крови») встречаются в сообщениях одиночных исследователей и другими исследователями не подтверждены.[источник не указан 59 дней]

В результате проведения новых исследований в 2008 году учёные впервые сделали сверхточный цифровой снимок плащаницы в 12,8 млрд пикселей, однако определённый в 1988 году возраст полотна не получил опровержения[18].

Также, с точки зрения начертательной геометрии, в случае, если ткань запечатлела объёмный отпечаток человека, то её развёртка должна показывать искажённое изображение лица и тела, тем не менее на плащанице этого не наблюдается, что представляет её как плоскую проекцию человека. При этом проекция человека с тыльной стороны на целых 5 см. превышает проекцию с лицевой[19].

Реконструкция способа создания изображения

Изображение тела на Плащанице является одновременно полноразмерным и полутоновым[20]. Исследователями Плащаницы неоднократно предпринимались попытки реконструировать способ создания подобного изображения.

В 2009 году группа итальянских учёных во главе с доцентом (Professore Aggregato[21]) органической химии университета Павии Луиджи Гарласкелли (Luigi Garlaschelli) заявила об удачном завершении экспериментов по реконструкции способа создания изображения на Плащанице[22][23][24]. Для точности реконструкции использовались лишь материалы и методы, доступные в Средние века. В результате было получено нечёткое, полутоновое полноразмерное изображение человеческой фигуры, схожее с тем, что имеется на Плащанице. По словам Гарласкелли, Ватикан никак не откликнулся на результаты реконструкции, которая была спонсирована итальянским обществом атеистов и агностиков[25][24].

Процесс создания изображения проходил в несколько этапов:

  1. Доброволец покрывался льняной тканью
  2. Ткань натиралась пигментом с небольшим количеством кислоты
  3. Пигмент постепенно удалялся (для ускорения этого процесса ткань нагревалась в печи)
  4. На заключительном этапе на ткань наносили пятна крови и другие декорирующие элементы.

Другими исследователями было наглядным образом продемонстрировано, что качество реконструкции группы Гарласкелли намного уступает качеству оригинала (в частности, не достигнута полутоновость оригинального изобржания)[20]. Были подвергнуты сомнению сам процесс проведения эксперимента, соблюдение стандартов публикации научного материала и осведомленность автора исследования непосредственно о химических и физических характеристиках оригинала[26].

Находка в Иерусалиме в декабре 2009 года

В декабре 2009 года в древнем захоронении в Иерусалиме были обнаружены части савана, которые явились первой подобной находкой, относящейся к началу I века новой эры.

Простое и саржевое переплетение нитей (саван I века и Туринская плащаница соответственно). Саржевое плетение нитей появилось лишь в Средние Века

По данным радиоуглеродного анализа, новонайденное полотно было изготовлено примерно в то время, когда умер Иисус Христос. При этом оно было выткано методом простого двустороннего переплетения нитей, а не саржевого (диагонального), которое использовано в Туринской плащанице. Саржевое плетение нитей появилось лишь спустя тысячу лет после предполагаемой даты смерти Христа [источник не указан 62 дня]. Остатки данного савана, по мнению некоторых исследователей, могут подтвердить версию о поддельности Туринской плащаницы.

Археолог Шимон Гибсон обнаружил останки, завернутые в саван, в пещере в долине Хинном. Анализ ДНК установил, что умерший человек страдал проказой и скончался от туберкулеза. Судя по всему, из-за этого погребальная камера в пещере, где нашли останки, была герметично запечатана. Это, в свою очередь, позволило савану сохраниться до наших дней.[27].

В отличие от Туринской плащаницы, найденный в Иерусалиме саван представляет собой не цельный кусок ткани, а состоит из нескольких частей. В частности, отдельный кусок ткани полагался для головы на тот случай, если человек, которого хоронили, оказывался живым и приходил в сознание. Тогда он мог сдернуть с лица часть савана и закричать. Про платок, закрывавший лицо умершего, сообщает и евангелист Иоанн (Ин.20:6-7) — «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте».

См. также

Примечания

  1. Туринскую плащаницу верующие увидят только в 2010 году
  2. Митрополит Иларион возглавил торжественное богослужение перед Туринской Плащаницей // Mospat.Ru
  3. О знаменитых мужах
  4. Kazhdan Aleksandr Petrovich Change in Byzantine culture in the eleventh and twelfth centuries. — University of California Press. — ISBN 9780520051294, p.96
  5. Nicholas Mesarites 1201 // www.shroudofturin4journalists.com
  6. Робер де Клари. Завоевание Константинополя (пер. М. А. Заборова). М. Наука. 1986, гл. XCII
  7. Il sito ufficiale della Santa Sindone
  8. Shroud of Turin 'is a medieval fake', say Italian scientists
  9. Туринская плащаница — творение Джотто?
  10. Nature. 1989. V. 337. Р. 611—615
  11. 1 2 Крис Тёрни «Кости, скалы и звёзды: Наука о том, когда что произошло», — М: Альпина нон-фикшн, 2011, С. 46-65. ISBN 978-5-91671-087-8
  12. RN Rogers, «Studies on the Radiocarbon Sample from the Shroud of Turin», Thermochimica Acta , Vol. 425, 2005, pp. 189—194, article ; S. Benford, J. Marino, «Discrepancies in the radiocarbon dating area of the Turin shroud», Chemistry Today, vol 26 n 4 / July-August 2008, p. 4-12, article ;Emmanuel Poulle, ″Les sources de l’histoire du linceul de Turin. Revue critique″, Revue d’Histoire Ecclésiastique , 2009/3-4, Abstract ; G. Fanti, F. Crosilla, M. Riani, AC Atkinson, «A Robust statistical analysis of the 1988 Turin Shroud radiocarbon analysis», Proceedings of the IWSAI , ENEA, 2010
  13. Studies on the radiocarbon sample from the shroud of turin.» // Thermochimica Acta, Volume 425, Issue 1-2 (January 20, 2005), pages 189—194, полная версия
  14. ↑ перепечатка статьи
  15. перепечатка статьи)
  16. Туринская плащаница: научное расследование // Бюллетень № 1 «В защиту науки» 14.11.2006
  17. Emanuela Marinelli. La Sindone. Un’immagine «impossibile». — Torino, 1996. — Р. 65-66
  18. Shroud of Turin Gets High-Def Scrutiny
  19. Александр Никонов «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект», — М: ЭНАС, 2010, С. 321. ISBN 978-5-93196-997-8
  20. ↑ Comments about the Recent Experiment of Professor Luigi Garlaschelli  (англ.)
  21. Сайт кафедры органической химии университета Павии
  22. Shroud of Turin 'is a medieval fake', say Italian scientists — Telegraph, 06.10.09  (англ.)
  23. Italian scientist reproduces Shroud of Turin — Reuters, 05.10.09
  24. ↑ Опять подделали плащаницу — Газета.ру, 06.10.09
  25. Scientist re-creates Turin Shroud to show it’s fake // CNN  (англ.)
  26. Science by Press Release? An Editorial Response by Barrie Schwortz  (англ.)
  27. Находка археологов подтвердила поддельность Туринской плащаницы- Фонтанка.ру, 16.12.09

Литература и исследования

  • Валерий Сойфер. «Туринская плащаница и современная наука», Ч. 1, Ч. 2
  • Владимир Сурдин. «В фокусе Туринской плащаницы»
  • Сергей Лесков. «Реликвия для Церкви и науки», газета «Известия»
  • Статья о попытке воссоздания механизма возникновения отпечатка на Туринской плащанице
  • Е. К. Дулуман. «Туринская плащаница: историческая правда вместо „чудес“ вокруг да около»
  • Фесенко А. В., Беляков А. В., Тилькунов Ю. Н., Москвина Т. П. «К вопросу о датировании Туринской плащаницы»
  • Материалы конференции (30 и 31 января 2002 г.) «Научные и богословские аспекты исследования Туринской плащаницы…»
  • Джон Ианноне. Туринская плащаница // Ианноне Дж. Тайна Туринской плащаницы. Новые научные данные. СПб.: 2005, с. 12-40
  • Исследование Николая Стефанко
  • Дмитрий Воронов «Есть ли основания для сомнений в радиоуглеродной датировке Туринской Плащаницы поздним средневековьем?»
  • Открытие ученых-ботаников о пыльце, взятой с Плащаницы
  • Юрий Пернатьев. Чудо Туринской плащаницы // Великие загадки истории / ред. С.Силяр. — Харьков: Книжный клуб, 2006. — 416 с. — 20 000 экз. — ISBN 966-343-411-2
  • Ален Деко. Туринская плащаница // Великие загадки истории / пер. И.Алчеева. — М.: Вече, 2004, 2006. — С. 122-151. — 480 с. — (Великие тайны). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0229-0
  • Сурдин В.Г. Туринская плащаница:научное расследование // В защиту науки. — 2006. — № 1. — С. 85.
  • Священник Вячеслав Синельников. Туринская плащаница на заре новой эры. — Москва: Сретенский монастырь, 2009. — 176 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-75330341-7

Tags: Туринская плащаница евангелие страстей господних, туринская плащаница значение, туринская плащаница ударение.