Farmfactor.ru

Farmfactor.ru - развлекательный проект

Метки: Хомяков алексей степанович работы, хомяков алексей степанович фото, хомяков алексей степанович россии, хомяков алексей степанович светлое воскресение, хомяков алексей степанович история русской образованности.

Алексей Степанович Хомяков

Автопортрет, 1842
Дата рождения:

1 (13) мая 1804(1804-05-13)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

23 сентября (5 октября) 1860(1860-10-05) (56 лет)

Место смерти:

село Ивановское,
Данковский уезд,
Рязанская губерния,
Российская империя ныне Липецкая область

Направление:

славянофильство

Период:

XIX век

Значительные идеи:

соборность

Алексе́й Степа́нович Хомяко́в (1 мая (13 мая) 1804, Москва, Российская империя — 23 сентября (5 октября) 1860, село Ивановское, Данковский уезд, Рязанская губерния, Российская империя) — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1856 г.).

Содержание

Биография

Алексей Хомяков родился в Москве, на Ордынке в старинной дворянской семье. Получил домашнее образование. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. Весьма активно печатается (стихи, переводы). В 1822 году Хомяков определяется на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в Петербург в конную гвардию. В 1825 году оставляет службу, уезжает за границу, занимается живописью, пишет историческую драму «Ермак». В 18281829 годах Хомяков участвует в русско-турецкой войне, после окончания которой выходит в отставку и уезжает в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничает с различными журналами.

В 1836 году женится на сестре поэта Языкова, Екатерине Михайловне. В статье «О старом и новом» (1839) выдвигает основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году приступает к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории». В 1847 году Хомяков посещает Германию.

С 1850 года особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия. Для Хомякова социализм и капитализм были в равной степени негативными отпрысками западного декадентства. Запад не смог решить духовные проблемы человечества, он увлекся конкуренцией и пренебрёг кооперацией. По его словам: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства»[1]. Считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра I[2].

Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел. Скончался 23 сентября (5 октября) 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне в Липецкой области). Похоронен в Даниловом монастыре рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.

Сын Хомякова, Николай Хомяков — председатель III Государственной думы Российской империи.

Исторические взгляды А. С. Хомякова

Фундаментальный труд «Записки о всемирной истории» (Семирамида) остался незавершённым, однако сохранились журнальные статьи. Вещественный мир представлялся Хомякову лишь внешним выражением свободно творящего духа (Бога), а материальные факторы общественного развития — его внешними проявлениями. История — процесс постепенного проявления полноты духа в общественной жизни человечества. Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. Соответственно, история народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи. Каждый народ обладал своей особой субстанцией, «началом».

В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм. Историческое развитие каждого народа предопределялось абсолютом. Однако в своём развитии народ в силу тех или иных причин может отклониться от него и не выполнить возложенной на него «миссии».

Понимание славянофилами (в том числе А. С. Хомяковым) процесса исторического развития того или иного народа как постепенного проявления его «начала» имело два неоспоримых преимущества. Во-первых, подобный подход подразумевал стремление понять смысл истории народа. Во-вторых, заставлял обратить особое внимание на специфику народной жизни (именно славянофилы первыми обратили серьёзное внимание на такое фундаментальное явление русской действительности, как сельская община)[3].

Примечания

  1. История русской философии, Николай Лосский ISBN 978-0823680740 с. 87
  2. Биография на сайте «Хронос».
  3. Историография истории России до 1917 г. / под ред. М. Ю. Лачаевой. - М.: ВЛАДОС, 2004. - с. 270—271.

Библиография

  • Полное собраніе сочиненій. Томъ I—VIII. Москва, 19001914.
  • Сочинения в 2-х томах («Из истории отечественной философской мысли»). Москва, 1994.
  • Lea B.Virághalmy: A homjakovi ekkléziológia szókincsének szemantikai elemzése. Будапешт, 2002.
  • Antonella Cavazza: A. S. Chomjakov. Opinione di un russo sugli stranieri. Bologna, 1997.
  • Albert Gratieux: A.S. Khomiakov et le Mouvement Slavophile (In: Unam Sanctam 5-6). Paris, 1939.
  • Georgio Paša: Homjakovi doctrina de Ecclesia. Excerpta ex dissertatione ad lauream in facultate Theologica Pontificiae Universitatis Gregorianae. Zagrebiae, 1943. 38 p.
  • Peter Plank: Parapolimena zur Ekklesiologie A. S. Chomjakovs // Ostkirchliche Studien. Würzburg, 1980. pp.3–29.
  • John S. Romanides: Orthodox Ecclesiology According to Alexis Khomiakov // The Greek Orthodox Theological Review 1956/II.1. pp. 57–73.
  • Bernhard Schultze S.J.: Chomjakows Lehre über die Eucharistie // Orientalia Christiana Periodica. Vol. XIV. N0 I—II. Roma, 1948. pp. 138–161.
  • Ernst Christoph Suttner: Offenbarung, Gnade und Kirche bei A.S. Chomjakov. // Das östliche Christentum. Neue Folge 20. Würzburg, 1967. 200 p.
  • Jurij Samarin: Préface aux oeuvres théologiques de A.S. Khomiakov. // Unam Sanctam 7. Paris, 1939. 95 p.
  • Marcin Ks. Wojciechowski: Nieomylosc Kosciola Chrystusowego wedlug A. Chomiakowa i jego zwolenników. Lublin, 1938. 187 p.
  • Бердяев Н. «А. С. Хомяков как философ». 1904.
  • Бердяев Н. «Алексей Степанович Хомяков». 1912.
  • Бердяев Н. «Хомяков и свящ. Флоренский». 1917.
  • Зеньковский В. «Начало „славянофильства“. А. С. Хомяков». 1948.
  • Святополк-Мирский Д. П. «Славянофилы (Хомяков. Киреевский)». 1926.
  • Кошелев В. А. «Пушкин и Хомяков». 1987.
  • Муравьев Вл. «А. С. Хомяков». 1988.
  • Протодиакон Владимир Цуриков. «А. С. Хомяков: Поэт, Философ, Теолог». Джорданвилль, 2004.
  • Сухов А. Д. Хомяков, философ славянофильства / Институт философии РАН. — М.: ИФ РАН, 1993. — 88 с. — 250 экз. — ISBN 5-201-01838-6 (обл.)

Ссылки

  • Три стихотворения в переводах на английский язык
  • Перевод стихотворения «К России» на латинский язык
  • А. С. Хомяков — Музейно-архитектурный комплекс с. Богучарово
  • Хомяков А. С. Стихотворения
  • Библиотека о. Якова Кротова: Алексей Хомяков
  • — Открытая православная энциклопедия «Древо»
  • Хомяков, Алексей Степанович в библиотеке Максима Мошкова
  • Хомяков А. С. Политические письма 1848 года
  • Хомяков Алексей Степанович — статья на портале «Институт Русской цивилизации»
  • Просветительский журнал «Наше наследие» — 200 лет со дня рождения А. С. Хомякова
  • «Новый Журнал»: Дмитрий Анашкин «А. С. Хомяков — богослов, философ, поэт», 2003, № 233.
  • Сайт о А. С. Хомякове

Tags: Хомяков алексей степанович работы, хомяков алексей степанович фото, хомяков алексей степанович россии, хомяков алексей степанович светлое воскресение, хомяков алексей степанович история русской образованности.